Для круглосуточной непрерывной работы морского судна необходима четкая организация службы технической эксплуатации. Еще недавно для этой цели применялась хорошо организованная система вахтенной службы.
![]() Организация несения вахты в машинном отделении – цпу на круизном судне |
Но из-за введения автоматизации, а затем систем централизованного и дистанционного контроля и управления произошли существенные изменения в традиционной организации вахтенной службы. |
Организационная структура машиной команды, несение условной вахтенной службы и методы организации работы с использованием дистанционных постов управления рассматриваются в данной статье. |
Машинная команда.
![]() Организация несения вахты в машинном отделении – машинная команда. |
Старший механик подчиняется персонально только капитану и несет полную ответственность за удовлетворительную работу всех механизмов и устройств судна, а также является главным советником и консультантом по всем вопросам связанным с технической эксплуатацией судна. Обычно старший механик вахты не несет. |
Второй механик отвечает за поддержание в надлежащем техническом состоянии главного двигателя и всей машинной установки, а также руководит работой остальных механиков. На некоторых судах второй механик несет вахту. |
Третий и четвертый механики, как правило, являются вахтенными механиками или входят в состав с выполнением определенных обязанностей. Каждый механик может нести персональную ответственность за техническое состояние определенной группы механизмов и систем, например котлов или генераторов. |
Пятой и шестой механики или все механики ниже четвертого классифицируются как младшие механики или стажеры. Они дополнительно входят в состав вахты и работают в составе дневной ремонтной бригады или могут работать вместе с рефрижераторным механиком. |
Электромеханик входит в состав команды только на крупнотоннажных судах или по предписанию компании. Во всех остальных случаях исполнение обязанностей электромеханика возлагается на одного из механиков. |
Машинные отделения в зависимости от назначения судов укомплектованы различным оборудованием, из-за чего приходится изменять состав вахтенной службы. В состав машинной команды на танкерах может быть дополнительно веден помповый машинист, который отвечает за техническое состояние обслуживание и работу грузовых насосов. |
Организация вахтенной службы.
![]() Машинное отделение |
Система вахт, принятая на судах, включает 4-часовой период работы с 8-часовым отдыхом. Таким образом 12-часовой период на судне разбит на три вахты: 0-4; 4-8; 8-12 ч. Слово “вахта” определяет промежуток времени работы при персональной ответственности за выполняемую работу. |
Количественный состав вахты определяется старшим механиком. Во многом состав вахты зависит от типа судна, типа главной энергетической установки и степени автоматизации, квалификации и практического опыта обслуживающего персонала, а также от условий плавания судна, например от силы ветра, оборудования РЛС, международных и местных правил плавания и т.д. |
Вахтенный механик как руководитель вахты с технической точки зрения подчиняется старшему механику и отвечает за безопасную и эффективную работу оборудования и всей машинной техники для обеспечения безопасности мореплавания. |
Несение вахтенной службы.
![]() Engine contorl room или ЦПУ |
Вахтенный механик, младший механик и один-два рядовых члена экипажа образуют состав вахты. |
Каждый член экипажа, несущий вахту, должен хорошо знать выполнять свои обязанности, знать правила техники безопасности, приемы и методы борьбы за живучесть установки на машинных постах. |
Он должен знать принцип работы системы поиска и обнаружения пожаров, уметь различать сигналы и по ним определять очаги пожара, должен уметь принимать меры по предупреждению тушению пожаров, оповещать о возникновении очагов пожара и знать все пути эвакуации людей из машинного отделения. |
С заступлением на вахту производится проверка и запись в машинном журнале всех основных параметров работы судовой электростанции и всей машиной установки. Вахтенный механик может также записать замечания, приказания или распоряжения в графе “Особые отметки”, относящиеся к работе главного двигателя и вспомогательных механизмов. |
Вахтенный механик должен не допускать работы механизмов в режиме перегрузки или, если перегрузка необходима, она должна быть ограничена по времени. |
В машинный журнал записывают значения уровней в основных танках хранения топлива, уровня воды в сливном танке, в балластных танках и т.д., а так же уровень воды в судовых льялах. |
В журнал также записывается работа различных устройств, с помощью которых обеспечивается надежная работа оборудования. |
Через определенные интервалы времени должен осуществляться обход персоналом работающего оборудования главной энергетической установки, вспомогательных механизмов и рулевого устройства. |
При этом вносятся изменения в режимы работы механизмов и систем, регистрируются и устраняются отказы в работе и аварийные ситуации, все это фиксируется в вахтенном журнале и об этом докладывается в установленном порядке. |
Во время обхода замеряется уровень воды в льялах, производится осмотр всех судовых систем для определения того, нет ли в них протечек, проверяется исправная работа контрольно-измерительных приборов. |
На мостик должна поступать вся необходимая информация об основных параметрах работы энергетической установки и о всех действиях по сохранению требуемой скорости судна и направления движения. Если при переходе на маневровый режим или для увеличения надежности в работе вводится ручное управление энергетической установки, то состав вахты может быть увеличен.
![]() ЦПУ на танкере |
Уверенное и четкое исполнение своих обязанностей персоналом вахты составляет основное условие обеспечения надежной работы оборудования. |
Но, кроме этого, персонал вахты должен проводить работы по профилактическим осмотрам и ремонтам оборудования согласно планам. Любые действия рядового состава должны производиться под руководством командного состава и не должны касаться работы главной машины и работающего оборудования. |
В течении вахты следует проверять, измерять и регистрировать основные параметры главных и вспомогательных машин. Это может производиться визуально или путем автоматической записи аналоговой и дискретной информации на специальном печатающем устройстве. |
Передрук або поширення інформації заборонені без згоди власника авторських прав © Copyrights 2019 - 2021 EMTC. All rights reserved.
Залишити відповідь