Швартовные устройства – составные части

Швартовное устройство предназначено для крепления судна к причалу, швартовным бочкам и палам или к борту другого судна. В состав устройства входят швартовные тросы, кнехты, клюзы, киповые планки, направляющие роульсы, вьюшки, швартовые механизмы, а так же вспомогательные приспособления – стопоры, бросательные концы, кранцы, швартовные скобы. Швартовные тросы (швартовы) могут быть стальные, растительные и синтетические.

Число швартовных тросов на судне, их длина и толщина опеределяются Правилами Регистра. Основные швартовые тросы (рис. 1) подают с носовой и кормовой оконечностей судна в определенных направлениях, исключающих перемещение судна вдоль причала и отход от него.

 

Основные швартовые тросы

Основные швартовые тросы (рис. 1)

В зависимости от этих направлений швартовы и получили свои названия. Тросы, поданные с носовой и кормовой оконечностей, удерживают судно от перемещения вдоль причала и называются соответственно носовым 1 и кормовым 2 продольными. Трос, направление которого противоположно его продольному концу, называется ш п р и н r о м. Носовой 3 и кормовой 4 шпринги используют для тех же целей, что и продольные. Тросы, поданные по направлению, перпенди-кулярному причалу, называются носовым 5 и кормовым 6 прижимными. Они препятствуют отходу судна от причала при отжимном ветре.

 

Кнехты – литые или сварные тумбы (стальные и чугунные) для крепления швартовных тросов. На транспортных судах обычно устанавливают парные кнехты с двумя тумбами на общем основании, имеющими приливы для удержания нижних шлагов троса, и шляпки, не позволяющие верхним шлагам соскакивать с тумб (рис. 2, а) . Устанавливают также кнехты с тумбами без приливов (Рис. 2, б ) и кнехты с крестовиной (рис. 2, в) . Последние удобны для крепления швартовных тросов, направленных сверху под углом к палубе. Кнехты устанавливают в носовой и кормовой частях Судна, а также на верхней палубе по обоим бортам симметрично. Иногда на транспортных судах устанавливают однотумбовые кнехты – битенги (Рис. 2, г), которые используются при буксировке.

 

Кнехты (рис. 2)

Кнехты (рис. 2)

Битенги представляют собой массивные тумбы, основания которых прикреплены к верхней палубе или пропущены через нее и прикреплены к одной из нижних палуб. Для лучшего удержания троса имеются краспицы. Очень удобны для выполнения швартовных операций кнехты с прашающимнся в подшипниках тумбами, снабженными стопорным устройством (рис. 2, д). Закрепленный на причале швартов кладут «восьмеркой» двумя-тремя шлагами на тумбы кнехта, а затем на турачку брашпиля. Когда трос выбирают, тумбы вращаются и свободно пропускают трос. В нужный момент снимают трос с турачки и накладывают дополнительные шлаги на тумбы кнехта. При этом стопорное устройство удерживает тумбы от вращения. Клюзы – устройства, через которые пропускают шяартовные тросы с судна. Они представляют собой стальные (чугунные) отливки с отверстиями круглой (рис 3, а) или овальной (рис. 3, б) формы, окаймляющие такие же отверстия в фальшборте судна. Рабочая поверхность клюзов имеет плавные закругления, исключающие резкие перегибы швартовных тросов. Для ошвартовки к борту судна мелких плавучих средств используют клюзы с приливами – рогами (рис. 3, в).

 

Для этой же цели в непосредственной близости от клюзов к фальшборту или к его стойкам приваривают утки. В местах, где вместо фальшборта сделано , леерное ограждение, специальные клюзы закрепляют на палубе у кромки борта (рис. 3, г). Для подачи швартовов испюльзуют прочно закрепленные на носовом козырьке и на корме судна буксирные клюзы, предназначенные в основном для заводки буксирных тросов.

 

 

 

Клюзы (рис. 3)

Клюзы (рис. 3)

Сильное трение швартовов о рабочие поверхности клюзов указанных конструкций приводит к быстрому изнашиванию тросов, особенно синтетических, поэтому на судах получили широкое распространение универсальные (рис. 4, д) клюзы и поворотные универсальные (рис 4, е) клюзы. ,Универсальный клюз имеет, свободно вращающие в поцшипниках вертикальные и горизонтальные е ролики, образующие зазор, в который пропускается подаваемый на берег трос. Вращение одного из роликов при выбирании троса с любого направлении значительно уменьшает трение. Поворотный универсалпный клюз имеет в корпусе вращащуюся на шарикоподшипниках обойму. Киповые планки имеют то же назначение, что и швартовиые клюзы. Па конструкции они бывают простые. (рис. 4, а), с битенгом (рис. 4, б), с одним (рис. 4, в) или несколькими —двумя (рис. 4, г), тремя (рис. 4, д) – роульсами. Для проводки швартовов, подаваемых на высокие причалы и суда с высокими бортами, применяют закрытые киповые планки (рис. 4, е).

 

Наибольшее распространение получили китовые планки с роульсами, применение которых значительно уменьшает затраты усилий на преодоление сил трения, возникающих во время время выбирания троса. Для проводки швартовных тросов от клюзов к барабанам швартовых механизмов на палубе бака и юта устанавливают металлические тумбы с направляющими рольсами. Вьюшки предназначены для хранения швартовных тросов. Они имеют стопорные приспособления. Устанавливают их в носовой и кормовой частях судна не слишком далеко от кнехтов.

 

 

 

Киповые планки (рис. 4)

Киповые планки (рис. 4)

Швартовые механизмы служат для подтягивания судна на заведенных швартовах к причалу, борту другого судна, швартовной бочке, для перетягивания судна вдоль причала, а также для автоматического регулирования натяжения швартовных тросов при колебаниях уровня воды вследствие приливо-отливных явлений или при изменении осадки судна во время грузовых операций. Судовыми швартовными механизмами являются: брашпиль, якорно-швартовные и швартовные шпили, якорно-швартовные и швартовные шпили, якорно-швартовные  лебедки, простые и автоматические лебедки.

Швартовная лебедка

 

2 096 коментарів

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *