Передрук або поширення інформації заборонені без згоди власника авторських прав © Copyrights 2019 - 2020 EMTC. All rights reserved. 65003, УкраЇна, Одеса, вул. Отамана Головатого, 24. Графік роботи : Понеділок - П'ятница с 9-00 до 17-00
07.10.2020 - By :

Ballast water management convention – коротко о главном.

Международная Конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении

  • 1. Введение и история
  • 1-1. История.

Быстро возрастающее движение судов между различными частями мира и их быстро возрастающие скорости несут воздействие на окружающую среду, также как и на благосостояние человека.

Вследствие изменений в середине XIX века, вода стала использоваться в качестве балласта, а с середины 1950-х годов полностью заменила твёрдый балласт на судах, перевозящих тяжёлые грузы.

Системы балластной воды в настоящее время являются неотъемлемой частью судовой конструкции и вносят свой вклад в остойчивость и посадку судна, также как и в конструктивную прочность корпуса.

Балластная вода закачивается в специально сконструированные танки, распределённые по корпусу судна, в то время, когда судно находится без груза, и снова откачивается за борт по прибытию в порт погрузки.

  • 1-2. Губительное воздействие на экосистему балластных вод.

Воздействие на окружающую среду используя балластную воду включает потерю изначального биоразнообразия вследствие паразитирования или конкуренции с местными видами, уменьшение мест обитания для местных видов, их удушение и разрастание паразитов и заболеваний, также как и гибридизация, ведущая к генетическому разбавлению.

Например, средиземноморская мидия (Mytilus galloprovincialis) была распространена с балластной водой и путём обрастания корпусов судов. Сейчас она хорошо обосновалась в умеренных зонах по всему миру. Она вытеснила несколько местных южноафриканских видов мидий, а также победила в конкуренции и гибридизировала своих близких родственников на западном побережье США.

  • 1-3. Меры по предотвращению распространению чужеродных микроорганизмов.

В ответ на эту угрозу Международная Морская Организация (ИМО) предприняла ряд инициатив. В качестве специализированного агентства Организации Объединённых Наций, ответственное за безопасность судов и предотвращение загрязнения моря с судов, ИМО является наиболее подходящим форумом для решения этой проблемы. Страны-члены ИМО разработали рекомендуемые руководства для контроля и управления судовой балластной водой, для минимизации переноса вредоносных водных организмов и патогенов и, в феврале 2004 года, приняли Международную Конвенцию о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими.

2. Ballast water management convention – международная конвенция ИМО по управлению балластной водой.

  • 2-1. Основные положение и руководства.

Международная Конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими была принята путём консенсуса в Лондоне в пятницу, 13 февраля 2004 года. Конвенция вступит в силу через 12 месяцев после ратификации её 30 государствами, представляющими 35 процентов тоннажа мирового торгового флота. (По состоянию на январь 2010 года её ратифицировала 21 страна: Аргентина, Австралия, Барбадос, Бразилия, Египет, Финляндия, Кения, Кирибати, Мальдивы, Маршалловы Острова, Нидерланды,  Нигерия, Норвегия, Республика Корея, Сент Киттс и Невис, Испания, Швеция, Сирийская Арабская Республика, Тувалу). В Конвенции предусмотрено два стандарта управления балластными водами.

Стандарт, изложенный в правиле D-1, предполагает возможность смены балласта в откры-том море, не ближе 50 морских миль от берега, где глубина не менее 200 метров, при усло-вии, что обеспечена как минимум 95-процентная замена балластной воды.

Стандарт качества балластных вод в правиле D-2 устанавливает минимальное количество живых организмов, которые могут содержаться в балластной воде, подвергнутой обработке с помощью специальной системы, устанавливаемой на судне.

Для предотвращения внесения нежелательных видов биологических организмов в сущест-вующие экосистемы Конвенция предписывает наличие на судах специальных систем для обработки балластных вод (с механическим, химическим, биологическим способом обработки), обеспечивающих требуемую минимальную концентрацию жизнеспособных нежелательных организмов и микробов в сбрасываемых балластных водах в соответствии со стандартом качества балластных вод D-2.

Судам , соответствующим требованию стандарта D-1 по безопасной замене балласта в море, при наличии на судне Руководства по безопасной замене водяного балласта в море, присваивается дополнительный знак BWM в символе класса.

Классификационные общества рекомендует всем судовладельцам оценить степень выполнения требований Конвенции на своих судах, произвести выбор одобренной системы управления балластными водами и разработать соответствующую техническую документацию.

Конвенция включает следующие основные положения (с веб-страницы globallast.imo.org):

  • 2-2. Общие обязательства:

В соответствии со Статьёй 2, Общие обязательства, Стороны обязуются полностью осуществлять положения настоящей Конвенции и Приложения к ней с целью предотвращения, сведения к минимуму и окончательной ликвидации переноса вредных водных и патогенных организмов посредством контроля судовых балластных вод и осадков и управления ими.

Стороны имеют право принимать индивидуально или совместно с другими Сторонами более строгие меры, направленные на предотвращение, сокращение или ликвидацию переноса вредных водных и патогенных организмов посредством контроля судовых балластных вод и осадков и управления ими, в соответствии с международным правом.

Стороны должны убедиться в том, что их практика в отношении балластной воды не причиняет большего ущерба, чем они стремятся предотвратить в отношении их окружающей среды, здоровья человека, имущества или ресурсов, как своих, так и других Государств.

  • 2-3. Приёмные сооружения

В соответствии со Статьёй 5, Приёмные сооружения для осадков, Стороны обязаны обеспечить, чтобы в портах и на терминалах, где производится очистка или ремонт балластных танков, имелось в наличии адекватное приёмное оборудование для приёма осадков.

  • 2-4. Исследования и мониторинг

Статья 6, Научно-технические исследования и мониторинг, призывает Стороны, индивидуально или совместно, поощрять научно-технические исследования в области управления балластными водами и содействовать этим исследованиям; осуществлять мониторинг последствий управления балластными водами в водах, находящихся под их юрисдикцией.

  • 2-5. Техническая помощь

В соответствии со Статьёй 13, Техническая помощь, сотрудничество и региональное сотрудничество, Стороны обязуются непосредственно или через Организацию и другие международные органы, в зависимости от случая, в отношении контроля судовых балластных вод и осадков и управления ими оказывать поддержку тем Сторонам, которые запрашивают техническую помощь, в подготовке персонала; обеспечении доступа к соответствующей технологии, оборудованию и средствам; выполнении совместных программ исследований и разработок; и принятии других мер, направленных на эффективное осуществление настоящей Конвенции и относящихся к ней руководств, разработанных Организацией.

  • 2-6. Приложение – Раздел А Общие положения

Он включает определения, применение и изъятия. В соответствии с Правилом А-2, Общее применение: “Если специально не предусмотрено иное, сброс балластных вод осуществляется только посредством управления балластными водами в соответствии с положениями настоящего Приложения”.

  • 2-7. Приложение – Раздел В Требования для судов, предъявляемые к управлению и контролю

На борту каждого судна необходимо иметь и выполнять План управления балластными водами, одобренный Администрацией (Правило В-1). План управления балластными водами должен быть конкретным для каждого судна и включать подробное описание действий, которые должны быть предприняты для выполнения требований по управлению балластной водой и соответствующей практики по управлению балластной водой.

Суда должны иметь Журнал регистрации операций с балластной водой (Правило В-2) для регистрации когда балластная вода была принята на борт; заменена или обработана в целях управления балластной водой; и сброшена в море. Также должны регистрироваться факты сдачи балластной воды на приёмные сооружения, а также аварийные или другие исключительные сбросы балластной воды.

Специфические требования к управлению балластной водой содержатся в Правиле В-3, Управление судовыми балластными водами, сведенными в Таблице 8, приведенной ниже:

Таблица 8: Специальные требования по управлению балластной водой в соответствии с правилом В-3

Дата постройки

 Объём балластной воды (м³)

Стандарт
До 2009 <1500 или

Должно, как минимум, соответствовать стандарту замены

> 5000

 С 2016, должно соответствовать стандарту обработки

До 2009 1500 -5000

Должно, как минимум, соответствовать стандарту замены

С 2014, должно соответствовать стандарту обработки

В/после 2009* <5000 Должно соответствовать стандарту обработки
В/после 2009 но до 2012 ≥5000 Должно, как минимум, соответствовать стандарту замены. С 2016, должно соответствовать стандарту обработки
В/после 2012 ≥5000    Должно соответствовать стандарту обработки

* Примечание: как подчёркнуто в Резолюции Ассамблеи ИМО A.1005(25), суда, построенные в или после 2009 года, могут не соответствовать Правилу D-2 Конвенции до своего второго ежегодного освидетельствования, но не позднее 31 декабря 2011 года. Это правило было принято с тем, чтобы обеспечить наличие достаточного количество технологий обработки, доступных до полного вступления Конвенции в силу.

Другие методы управления балластной водой также могут быть одобрены в качестве альтернативных стандарту замены балластной воды и стандарту обработки балластной воды, если будет доказано, что такие методы обеспечивают как минимум такой же уровень защиты окружающей среды, здоровья человека, имущества или ресурсов, и принципиально одобрены Комитетом ИМО по защите морской среды (КЗМС).

  • 2-8. В соответствии с Правилом В-4, Замена балластных вод, все суда, использующие замену балластной воды, должны, насколько это возможно, производить такую замену балластных вод на расстоянии по меньшей мере 200 морских миль от ближайшего берега и в местах с глубиной воды по меньшей мере 200 метров, принимая во внимание Руководство, разработанное Организацией. в случаях, когда судно не может производить замену балластных вод, как указано выше, такая замена производится настолько далеко от ближайшего берега, насколько это возможно, и во всех случаях на расстоянии по меньшей мере 50 морских миль от ближайшего берега и в местах с глубиной воды по меньшей мере 200 метров.

В случаях, когда эти требования не могут быть выполнены, могут быть назначены районы, где суда могут проводить замену балластной воды. Все суда должны удалять и снимать с судна осадки, образующиеся в помещениях для перевозки балластной воды в соответствии с требованиями судового Плана по управлению балластной водой (Правило В-4).

  • 2-9. Приложение – Раздел С Дополнительные меры

Сторона индивидуально или совместно с другими Сторонами, может вводить дополнительные требования для судов, направленные на предотвращение, уменьшение или ликвидацию переноса вредоносных водных организмов и патогенов с судовой балластной водой и осадками.

В этих случаях Сторона или Стороны должны проконсультироваться с соседними или близлежащими Государствами, которые могут быть затронуты вследствие введения таких стандартов или требований и должны сообщить о своих намерениях ввести дополнительные меры Организации как минимум за 6 месяцев, исключая чрезвычайные или эпидемиологические ситуации, до предполагаемой даты введения мер. Если необходимо, Стороны должны получить одобрение ИМО.

  • 2-10. Приложение – Раздел D Стандарты управления балластной водой

Существует стандарт замены балластной воды и стандарт качества балластной воды. Замена балластной воды может быть использована для достижения стандарта качества:

  • 2-11. Правило D-1, Стандарт замены балластной воды – суда, производящие замену балластных вод в соответствии с настоящим правилом, должны это выполнять с эффективностью замены балластных вод, составляющей по меньшей мере 95 процентов по объему. Для судов, производящих замену балластных вод методом прокачивания, прокачивание трёхкратного объёма каждого танка водяного балласта считается отвечающим стандарту. Прокачка меньше трёхкратного объёма может приниматься, если судно может продемонстрировать, что производимая замена составляет по меньшей мере 95 процентов по объёму.
  • 2-12. Правило D-2, Стандарт качества балластной воды – суда, осуществляющие управление балластными водами, должны сбрасывать менее 10 жизнеспособных организмов на один кубический метр, минимальный размер которых равен 50 микрометрам или более, и менее 10 жизнеспособных организмов на один миллилитр, минимальный размер которых менее 50 микрометров и равен 10 микрометрам или более; при этом сброс индикаторных микробов не превышает установленных концентраций.
  • 2-13. Индикаторные микробы, как стандарт здоровья человека, включают:
  • токсикогенный вибрион холеры (О1 и О139) с менее чем 1 колониеобразующей единицей (кое) на 100 миллилитров или менее 1 кое на 1 грамм (сырого веса) образцов зоопланктона;
  • кишечную палочку – менее 250 кое на 100 миллилитров;
  • кишечные энтерококки – менее 100 кое на 100 миллилитров.

Системы управления балластной водой должны быть одобрены в соответствии с Руководствами ИМО. Более подробную информацию можно получить на вебсайтах ИМО и globallast.imo.org. Это включает системы, использующие химикаты или биоциды; использующие организмы или биологические механизмы; или которые изменяют химические или физические характеристики балластной воды.

  • 2-14. Прототипы технологий

Правило D-4 охватывает прототипы технологий обработки балластной воды. Оно позволяет судам, участвующим в программе, одобренной Администрацией, по тестированию и оценке перспективных технологий обработки балластной воды, иметь пятилетнюю отсрочку от выполнения требований.

Обзор стандартов

В соответствии с Правилом D-5, Обзор стандартов Организацией, от ИМО требуется пересматривать стандарт качества балластной воды, принимая во внимание многие критерии, включая соображения безопасности; соответствие требованиям окружающей среды, т.е. непричинение большего ущерба, чем тот, который предотвращается; практичность, т.е. совместимость с конструкцией судна и его эксплуатацией; экономичность; и биологическая эффективность в смысле удаления или выполнения дезактивации вредоносных водных организмов и патогенов в балластной воде другим способом. Обзор должен включать определение наличия подходящих для достижения стандарта технологий, оценку вышеприведенных критериев, и оценку социально-экономических эффектов, особенно в отношении нужд развития развивающихся стран, особенно небольших развивающихся островных Государств.

  • 2-15. Приложение – Раздел Е Требования к освидетельствованию и выдача свидетельств в отношении управления балластными водами

В этом разделе приведены требования по первоначальному, ежегодному, промежуточному освидетельствованиям и освидетельствованию для возобновления свидетельства, а также требования по сертификации. В добавлениях приведены формы Свидетельства по управлению балластной водой и Журнала операций с балластной водой.

  • 2-16. РУКОВОДСТВА ИМО ПО УПРАВЛЕНИЮ БАЛЛАСТНОЙ ВОДОЙ

В связи с Конвенцией по УБВ, Комитетом по защите морской среды (КЗМС) ИМО был разработан пакет из 14 руководств, ещё два других руководства ожидают своего завершения. Целью этих руководств является помощь правительствам и другим властям, капитанам судов, операторам и судовладельцам, а также портовым властям в минимизации риска внесения вредоносных водных организмов и патогенов с судовой балластной водой и её осадками при соблюдении требований безопасности судна.

Руководства, перечисленные ниже в Таблице 9, доступны на сайте globallast.imo.org.

  • Руководство по приёмным сооружениям для осадков (Р1)
  • Руководство по отбору проб балластной воды (Р2)
  • Руководство по эквивалентному соответствию УБВ (Р3)
  • Руководство по УБВ и разработке Планов УБВ (Р4)
  • Руководство по приёмным сооружениям для балластной воды (Р5)
  • Руководство по замене балластной воды (Р6)
  • Руководство по оценке риска в соответствии с Правилом A-4 (Р7)
  • Руководство по одобрению систем УБВ (Р8)
  • Руководство по одобрению систем УБВ, использующих активные субстанции (Р9)
  • Руководство по одобрению и наблюдению за прототипами технологий обработки балластной воды (Р10)
  • Руководство по дизайну и конструкции, связанными с заменой балластной воды (Р11)
  • Руководство по контролю осадков на борту судов (Р12)
  • Руководство по дополнительным мерам, включая чрезвычайные ситуации (Р13)
  • Руководство по назначению районов замены балластной воды (Р14)
  • Руководство по освидетельствованиям для целей Конвенции УБВ
  • Руководство для контроля Государства порта в соответствии с Конвенцией УБВ 2004 года

Источник информации:  Теймлендер Дж., Риддеринг Л., Хааг Ф., Матейкал Дж., 2010. Руководство по разработке Национальной стратегии по управлению балластной водой. ГЭФ-ПРООН-ИМО ГлоБалласт, Лондон, Великобритания и МСОП, Гланд, Швейцария. Монографии ГлоБалласт № 18.

Leave a comment

Share via
Copy link
Powered by Social Snap