Организация и несение вахтенной службы в машинном отделении

Для круглосуточной непрерывной работы морского судна необходима четкая организация службы технической эксплуатации. Еще недавно для этой цели применялась хорошо организованная система вахтенной службы.

Организация несения вахты в машинном отделении - цпу на круизном судне

Организация несения вахты в машинном отделении – цпу на круизном судне

Но из-за введения автоматизации, а затем систем централизованного и дистанционного контроля и управления произошли существенные изменения в традиционной организации вахтенной службы.
Организационная структура машиной команды, несение условной вахтенной службы и методы организации работы с использованием дистанционных постов управления рассматриваются в данной статье.
Машинная команда.

Организация несения вахты в машинном отделении - машинная команда.

Организация несения вахты в машинном отделении – машинная команда.

Старший механик подчиняется персонально только капитану и несет полную ответственность за удовлетворительную работу всех механизмов и устройств судна, а также является главным советником и консультантом по всем вопросам связанным с технической эксплуатацией судна. Обычно старший механик вахты не несет.
Второй механик отвечает за поддержание в надлежащем техническом состоянии главного двигателя и всей машинной установки, а также руководит работой остальных механиков. На некоторых судах второй механик несет вахту.
Третий и четвертый механики, как правило, являются вахтенными механиками или входят в состав с выполнением определенных обязанностей. Каждый механик может нести персональную ответственность за техническое состояние определенной группы механизмов и систем, например котлов или генераторов.
Пятой и шестой механики или все механики ниже четвертого классифицируются как младшие механики или стажеры. Они дополнительно входят в состав вахты и работают в составе дневной ремонтной бригады или могут работать вместе с рефрижераторным механиком.
Электромеханик входит в состав команды только на крупнотоннажных судах или по предписанию компании. Во всех остальных случаях исполнение обязанностей электромеханика возлагается на одного из механиков.
Машинные отделения в зависимости от назначения судов укомплектованы различным оборудованием, из-за чего приходится изменять состав вахтенной службы. В состав машинной команды на танкерах может быть дополнительно веден помповый машинист, который отвечает за техническое состояние обслуживание и работу грузовых насосов.
Организация вахтенной службы.

Машинное отделение

Машинное отделение

Система вахт, принятая на судах, включает 4-часовой период работы с 8-часовым отдыхом. Таким образом 12-часовой период на судне разбит на три вахты: 0-4; 4-8; 8-12 ч. Слово “вахта” определяет промежуток времени работы при персональной ответственности за выполняемую работу.
Количественный состав вахты определяется старшим механиком. Во многом состав вахты зависит от типа судна, типа главной энергетической установки и степени автоматизации, квалификации и практического опыта обслуживающего персонала, а также от условий плавания судна, например от силы ветра, оборудования РЛС, международных и местных правил плавания и т.д.
Вахтенный механик как руководитель вахты с технической точки зрения подчиняется старшему механику и отвечает за безопасную и эффективную работу оборудования и всей машинной техники для обеспечения безопасности мореплавания.
Несение вахтенной службы.

Engine contorl room или ЦПУ

Engine contorl room или ЦПУ

Вахтенный механик, младший механик и один-два рядовых члена экипажа образуют состав вахты.
Каждый член экипажа, несущий вахту, должен хорошо знать выполнять свои обязанности, знать правила техники безопасности, приемы и методы борьбы за живучесть установки на машинных постах.
Он должен знать принцип работы системы поиска и обнаружения пожаров, уметь различать сигналы и по ним определять очаги пожара, должен уметь принимать меры по предупреждению тушению пожаров, оповещать о возникновении очагов пожара и знать все пути эвакуации людей из машинного отделения.
С заступлением на вахту производится проверка и запись в машинном журнале всех основных параметров работы судовой электростанции и всей машиной установки. Вахтенный механик может также записать замечания, приказания или распоряжения в графе “Особые отметки”, относящиеся к работе главного двигателя и вспомогательных механизмов.
Вахтенный механик должен не допускать работы механизмов в режиме перегрузки или, если перегрузка необходима, она должна быть ограничена по времени.
В машинный журнал записывают значения уровней в основных танках хранения топлива, уровня воды в сливном танке, в балластных танках и т.д., а так же уровень воды в судовых льялах.
В журнал также записывается работа различных устройств, с помощью которых обеспечивается надежная работа оборудования.
Через определенные интервалы времени должен осуществляться обход персоналом работающего оборудования главной энергетической установки, вспомогательных механизмов и рулевого устройства.
При этом вносятся изменения в режимы работы механизмов и систем, регистрируются и устраняются отказы в работе и аварийные ситуации, все это фиксируется в вахтенном журнале и об этом докладывается в установленном порядке.
Во время обхода замеряется уровень воды в льялах, производится осмотр всех судовых систем для определения того, нет ли в них протечек, проверяется исправная работа контрольно-измерительных приборов.
На мостик должна поступать вся необходимая информация об основных параметрах работы энергетической установки и о всех действиях по сохранению требуемой скорости судна и направления движения. Если при переходе на маневровый режим или для увеличения надежности в работе вводится ручное управление энергетической установки, то состав вахты может быть увеличен.

ЦПУ на танкере

ЦПУ на танкере

Уверенное и четкое исполнение своих обязанностей персоналом вахты составляет основное условие обеспечения надежной работы оборудования.
Но, кроме этого, персонал вахты должен проводить работы по профилактическим осмотрам и ремонтам оборудования согласно планам. Любые действия рядового состава должны производиться под руководством командного состава и не должны касаться работы главной машины и работающего оборудования.
В течении вахты следует проверять, измерять и регистрировать основные параметры главных и вспомогательных машин. Это может производиться визуально или путем автоматической записи аналоговой и дискретной информации на специальном печатающем устройстве.

16 коментарів

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *